июля
27

023Без совершенствования законодательной базы и административной поддержки, без разумного налогового обременения и рекламного обеспечения, без разработки специальных, рассчитанных именно на деревенский туризм, стандартов обслуживания, без покровительства крупных туристических агентств, которые не позволили бы этот бизнес увести в тень, сельский туризм обречен, в лучшем случае, на тягомотное существование, в худшем — на медленное умирание.

В прошлом посте я писал: «Сельский туризм немногим отличается от дачного, который существовал ранее, когда люди приезжали, снимали дачу на лето, особенно здесь, на Карельском перешейке. Но в отличие от него здесь всю заботу о госте берет на себя не глава семьи, не жена, и так круглый год обремененная домашними хлопотами, а  принимающая сторона — селит, кормит, ухаживает, предлагает услуги. И чем больше всяких разных услуг выдумает, тем больше будет ее доход. Причем, доход от туризма может быть значительно больше, чем непосредственно от самого сельскохозяйственного производства.

Впрочем, в большинстве регионов сельский туризм похож сегодня на игру в жмурки, с той лишь разницей, что глаза завязаны у обеих играющих сторон  — того, кто ищет, где отдохнуть, и того, кто этот отдых готов предложить.

— Здесь не хватает одного звена в стандартной схеме туристского воспроизводства, — говорит представитель администрации Ленинградской области Татьяна Гаврилова, которая уже не первый год координирует развитие сельского туризма в регионе. — Есть производители услуги, есть потребители, но они никак не соединены между собой. Нет того, кто продает эту услугу, кто ее продвигает.

Головной болью для организаторов деревенского туризма являются цена за электроэнергию и большие налоги. Они и съедают основные доходы. А небольшая прибыль почти полностью уходит на содержания огородов, деревянных домов, скотины и экзотических животных. На рекламу средств нет, и единственным инструментом пиара остается сарафанное радио. Но главное, некие расторопные люди все настойчивее пытаются увести этот новый пока для нашей глубинки, но, безусловно, перспективный бизнес в тень. И в Ленинградской области всячески стараются этому противостоять.

— На сегодня существует три блока вопросов, — говорит Татьяна Гаврилова. — И если мы два из них — совершенствование законодательной базы и формирование стандартов обслуживания — решим, то третий — налогообложение — выстроится сам.

Законодательная база на сегодня значительно отстает от реальности. В ней нет даже такого понятия, как гостевой домик, потому часто налоговики уравнивают избушку без удобств с отелем, а пожнадзор, санслужба предъявляют к ним совершенно безумные требования. Кстати, в Польше, если ты в деревне сдаешь под проживание до 10 мест, то вообще под налог не подпадаешь.

Но и ставить на одну доску номер с санузлом и телевизором и времянку с удобствами во дворе тоже нельзя. Поэтому, исходя из условий проживания и перечня услуг, необходимо провести градацию всех гостевых домов, используя для этого не звезды, как это делается в гостиницах, а иную символику — елочки, ромашки. Белорусы, к примеру, рисуют цапель. И гостевой домик с пятью елочками по цене и налогообложению должен существенно отличаться от домика с двумя елочками. Но при этом сельский «отель» ни в коем случае не должен превращаться в минигостиницу. Его изюминка как раз и заключается в том, что он стоит на территории крестьянского или фермерского хозяйства, где можно сорвать с веточки клубнику, покормить поросят, подоить корову, испечь вместе с хозяйкой пироги, вместе с хозяином порыбачить на местной речке, а вечером у костра попеть песен под гармошку.

В Ленинградской области, которая сейчас является одной из базовых по развитию сельского туризма, тоже не все сразу проходило гладко. На первых порах турфирмы пытались монополизировать эту сферу, подмять под себя, оставляя крестьянину какие-то крохи. Но вмешалась областная администрация.

— Чтобы убрать этот бизнес из тени, мы прислонили его к крупным туристическим агентствам и информационным центрам, созданным на бюджетной основе, — делится опытом чиновница Гаврилова, некогда сама работавшая в одном из турагентств. — Там существует наработанная годами форма взаимодействия между производителями услуг и его реализаторами, по которой у туристического агента норма прибыли не может быть свыше 10 процентов.

А информационные центры, которые созданы на базе центров поддержки предпринимательства, готовы вообще взять на себя всю ответственность по уплате налогов за оказание туристических услуг крестьянскими семьями. Допустим, некая семья хочет попробовать себя в этой сфере и пригласить первых гостей. Зачем ей создавать юридическое лицо, совершать другие бюрократические действия, которых она не знает и которых боится, как черт ладана? Ей достаточно лишь заключить договор с информационным центром. По такому договору семья обязуется раз, два, три или сколько пожелает раз за лето сдать свой домик под туристическое обслуживание, а ищет клиентов и платит налоги сам центр. Крестьянин же получает плату за аренду своего домика. По заранее установленным расценкам.

Популярность: 30%

Оставьте комментарий

*
Спасибо за ваш комментарий.
Anti-Spam Image