июня
02

img_4260Татьяна Васильевна Макарова, хозяйка учительского дома деревни Лукино Богородского района Нижегородской области, встретила нас у дверей школы. Точнее, у порога своего дома. Хотя верно и так, и так. Потому что школа стала для нее домом.

Некогда единое большое кирпичное здание деревенской школы разделено на три части. В одном крыле вольно расположился семейный детский сад со спальной и игровой комнатами, столовой и пищеблоком.        Середина двумя этажами отдана начальной школе со спортивным и компьютерным залами, классной комнатой. Ну а другое крыло приспособлено под жилье директора-учителя. Все вместе это и называется  Учительский дом.

Нижегородская область не была первооткрывателем этой новой формы образовательного учреждения. Проект родился в Пермском крае. Но и он взялся не из воздуха, а стал как бы современным аналогом некогда существовавших в дореволюционной России земских школ, сохранившихся, кстати, в отдаленных деревнях и в советский период, где педагоги учили деревенских ребятишек прямо у себя на дому, выполняя одновременно и роли директора, завуча, завхоза, уборщицы и повара. Разница разве в том, что нынешние учительские дома оборудованы компьютерами а иногда и интерактивными досками, подключены к Интернету, занятия там проводятся по новым стандартам. Единственное отличие от обычной школы в том, что учитель-директор волен распоряжаться выделенным для школы бюджетом по своему усмотрению. Нанять сторожа или сам выполнять эти обязанности. Взять на работу уборщицу или сам мыть полы и убирать прилегающую к зданию территорию.

Главное, «Учительский дом» позволял сохранить малокомплектную школу в небольших деревнях, а по сути, и сами деревни.

В Министерстве образования Нижегородской области ко всем нововведениям в образовании относятся с достаточной долей критичности. Ведь эксперимент в образовании — это всегда эксперимент над людьми. Здесь сразу поняли, что нормативное финансирование — это удар, прежде всего, по сельской школе, в области 56 процентов школ расположены в сельской местности. И приняли решение держаться до последнего и в этот процесс не ввязываться.

Продержаться удалось всего несколько лет. Когда в 2008 году Москва поставила вопрос круто: или вы с нами, или мы без вас, Министр образования областного правительства сказал: «Процесс (перехода на нормативное финансирование — А.К.) осуществлять, но поэтапно, иначе произойдет обвальное закрытие сельских школ». За это время закупили школьный автотранспорт, оборудованный для перевозки детей. Оснастили базовые школы всем необходимым: компьютерами, Интернетом, бесплатными учебниками, оборудовали химические, физические, биологические кабинеты, частично кабинеты русского языка и математики. А когда возник проект «Учительский дом», он был воспринят, как реальная возможность сохранить малокомплектные сельские школы. Тогда же родилась и идея создания и семейных детских садов.

Начали возведение «Учительского дома» с опроса глав муниципальных образований. Ибо только первое лицо понимает, насколько ему важна та или иная школа, исходя из плана социально-экономического развития района. Половина глав сказали «Учительскому дому» да. В поданных заявках указали не только количество детей школьного возраста, но и график рождаемости за последние 5−7 лет, перспективу развития данного населенного пункта, наличие профессиональных кадров, а главное, состояние помещения, где будет организован учебный процесс. После проверки представителями санэпидемслужбы и госпожнадзора большая часть заявок отпала. Но и оставшиеся 12 адресов не могли удовлетворить областную комиссию. Ну, не соответствовали предложенные условия ХХ1 веку. И не только потому, что не было новых программ, учебников, компьютеров и интерактивных досок. Важно, чтобы учитель имел потенциал к самообразованию, потому как специфика его работы такова, что далеко не всегда его можно выдернуть из учебного процесса и подключить к институту повышения квалификации.

Проанализировав ситуацию, решили остановиться на двух разных вариантах. Когда школа находится в частном доме учителя (деревня Овечий овраг Краснооктябрьского района), и когда жилье для учителя оборудуется в школе (деревня Лукино Богородского района).

Все лето 2011 года в двух районах — Краснооктябрьском и Богородском — отрабатывалась нормативно-законодательная база нового типа образовательных учреждений. Все решения принимались и утверждались на земских собраниях. Важно было еще понять, почем оно будет обходиться бюджету области и районов.

— Большая часть бюджетов муниципалитетов по-прежнему тратится именно на образование, — с гордостью констатирует инспектор Минобра области Виктор Шмелев, — за что мы очень благодарны нашим главам районов.

— На образование у нас уходит около 46, на здравоохранение — около 20 процентов бюджетных средств, — говорит глава администрации Богородского района Сергей Пушкарев. — За эти годы не закрыто ни одной школы, ни одной больницы, а населенных пунктов стало даже больше за счет строительства дачных поселков.

— А не проще ли было закрыть ее, — я имею в виду Лукинскую школу, ставшую ныне «Учительским домом», — а средства направить на другие цели?

— Да что вы, — удивляется Пушкарев, — ни у кого рука бы не поднялась. Мы, наоборот, ищем пути сохранения таких школ, потому что надеемся, что они будут наполняться в дальнейшем-то. Нельзя же судить так, что вот сейчас мы застыли и будем дальше только вниз катиться.

— За счет чего наполняться-то?

— За счет увеличения рождаемости. К нам много семей приезжает из других областей и даже стран. Мы реально участвуем в программе по переселению соотечественников. Да, деньги считать нужно, но все через деньги провести нельзя.

Кстати, если завтра реально детей не окажется и здание придется законсервировать, а учреждение ликвидировать, как юридическое лицо, то директору будет выдан сертификат на сумму, которой будет достаточно, чтобы купить жилье в райцентре.

Деревенская школа, земская школа, нормативное финансирование, сельская школа, начальная школа, учительский дом, школа,

Популярность: 31%

Оставьте комментарий

*
Спасибо за ваш комментарий.
Anti-Spam Image