Янв
28

2

Декларируя на словах заботу о провинции, государство признается, что не в состоянии предотвратить ее дальнейший развал. Об этом свидетельствует Концепции федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года».

Надо сказать, программа эта не нова. В 2012 году ей исполнилось десять лет. Утвержденная Кремлем еще 3 декабря 2002 года, она впоследствии лишь трансформировалась, приспосабливаясь к новым реалиям.

Что же было достигнуто за десятилетие упорной борьбы за русскую провинцию?

По сравнению с дореформенным уровнем село утратило более 13 тысяч школ, 7,7 тысячи фельдшерско-акушерских пунктов, почти 30 тысяч клубов. Сетевым газом оборудовано лишь 52,6 процента домов (квартир), только 2/5 жителей села обеспечены доброкачественной водой. За 19 лет с1991 по 2009 годы численность сельского населения сократилась на 947,8 тыс. человек. Трудоспособное население уезжает в города. В 2009 году из сельских поселений выбыло 635,2 тыс. человек, в том числе 304,3 тыс. в возрасте 14−29 лет. В период между переписями населения 1989 и 2002 г. российское село утратило 10,7 тыс. населенных пунктов, на 40% увеличилось количество сел и деревень, не имеющих постоянных жителей. И исчезновения сельских населенных пунктов с карты России интенсивно продолжается.

Словом, вышла не программа развития, а программа недоразвития.

Это говорится в самой программе. На деле ситуация, утверждают специалисты, значительно драматичнее.

Далее в новой трансформации программы даются варианты развития событий. Их всего два: пессимистический и амбициозный.

По первому сценарию на период до 2020—2030 годы доля занятых в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве и охоте станет еще меньше. Численность сельского населения на начало 2021 г. по сравнению с 2010 г. сократится на 2,2 млн. (5,9%), а удельный вес сельского населения снизится до 26,4 процента. Сельская экономика не получит дополнительного источника для прорыва в своем развитии, а истощенные резервы внутреннего развития аграрного сектора не обеспечат воспроизводственную функцию сельского хозяйства, село все хуже будет выполнять свою продовольственную и другие общенациональные функции. Образуются обширные новые зоны депрессии с обезлюдевшими селами и не используемыми сельскохозяйственными угодьями. Все это приведет к активизации  вывода из хозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий и других природных ресурсов и представляет геополитическую опасность потери социального и хозяйственного контроля над обезлюдевшими сельскими территориями. Будет нарастать межрегиональная и внутрирегиональная дифференциация в уровне и качестве жизни сельского населения. Отсутствие притока на село молодых специалистов будет способствовать торможению экономического роста. Село вернется в предкризисное состояние 90-х годов, реанимация которого потребует финансовых ресурсов в размерах, многократно превышающих имеющиеся финансовые возможности.

Амбициозный вариант… .

Впрочем, на него в федеральном и региональных бюджетах нет денег. Потому государство и вынуждено балансировать в рамках своих финансовых возможностей. А по сути, плестись за событиями, будучи не в состоянии повлиять на их ход.

Ученые также констатируют: не только деревня «неконкурентоспособна» городу, но и малые города относительно больших. Дело идёт к тому, прогнозирует профессор Андрей Нещадин, заместитель директора Института инновационной экономики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, что почти всё население страны сосредоточится в крупнейших городах. То есть в перспективе нас ждет опустевшая Россия, где почти весь народ «жмётся» в паре-тройке десятков агломераций.

Некоторые специалисты говорят о переносе сельского хозяйства к городам. Но это возможно только вместе с развитием малых и средних городов, на что, опять же, у государства нет денег. Выходом может стать только вахтовый метод работы.

Виктор Бирюков, известный мордовский бизнесмен, член правления Российского союза промышленников и предпринимателей, считает, что в условиях бюджетного дефицита нет никакого смысла распылять ресурсы между абсолютно всеми населенными пунктами, даже пустеющими деревнями. Программа должна обеспечить поддержку приграничных населенных пунктов независимо от их экономических перспектив. А на остальной территории требуется «точечное» благоустройство сел, поселков и райцентров, важных с точки зрения агропрома, что должно устанавливаться властью в контакте с бизнесом.

Популярность: 25%

Оставьте комментарий

*
Спасибо за ваш комментарий.
Anti-Spam Image